Является ли вывоз тбо коммунальной услугой

Вывоз ТБО — что это, коммунальная или жилищная услуга


Бесплатная юридическая консультация:

Какой двор не сталкивался с проблемой свалки мусора? При утверждении жилищно-коммунальной реформы стало не совсем понятно, кто теперь отвечает за контроль бытовой жизни кооператива или отдельного района.

Оглавление:

Как теперь понять, вывоз ТБО — это коммунальная или жилищная услуга? Куда оплачивать и с кого спрашивать за свалку мусора? В данном вопросе разобраться не совсем сложно, но придется познать все нюансы бюрократии.

Законодательная инициатива

Это не только коммунальная проблема, но и проблема загрязнения окружающей среды

Любой нормативный акт, выносящийся на обсуждение Государственной Думой или правительством России, имеет свои корни, свою историю и свои тонкости. Говоря об отходах, стоит понимать, что это не только коммунальная проблема, но и проблема загрязнения окружающей среды.

Помимо этого, вывоз мусора требует технического обеспечения в виде не только оснащенных контейнеров и многофункциональных автомобилей для его вывоза. Мусор необходимо перерабатывать либо в полезное сырье, либо уничтожать. Таким образом, вывоз мусора регламентируют следующие нормативные акты:


Бесплатная юридическая консультация:

  • Постановление Правительства РФ №155 от 2005 года, в котором регламентируются правила предоставления услуг по вывозу ТБО и жидких бытовых отходов;
  • Федеральный закон №89 от 2016 года, определяющий виды отходов и производства;
  • Гражданский и Жилищный Кодексы РФ, в которых отражены юридические аспекты взаимоотношения жильцов с управляющими компаниями.
  • Каждый из этих нормативных актов содержит ответы на животрепещущие вопросы жильцов.

На законодательном уровне (ФЗ №131 от 2003 года с изменениями в 2014 году ) закреплено право на организацию самоуправление. Таким образом, право на заключение дополнительных договоров остается за управляющими компаниями.

Немного об изменениях в законодательстве о ЖКХ

Теперь вывоз ТБО является коммунальной услугой

Получая расчетку по оплате коммунальных услуг, каждый жилец видит графу «вывоз мусора», которая входила в состав оплаты за эксплуатацию жилого помещения. Глядя на то, как, каким образом и в какое время вывозится мусор непонятными организациями, становится непонятно: коммунальная или жилищная услуга вывоз ТБО и кому все же идут оплаченные деньги?

Не так давно законодатель вывел услуги по вывозу мусора из группы по оплате за эксплуатацию жильем, поскольку помимо самих жильцов мусор выносят и другие лица, в том числе и предприятия, бары и рестораны, располагающиеся рядом, а они за этот самый «вывоз мусора» как раз и не рассчитываются. Таким образом, теперь вывоз ТБО является коммунальной услугой.

Законодатель решил уйти от прямой привязки от площади квартиры, поскольку некорректно считать количество произведенного мусора от площади жилья, ведь мусор производит человек. Именно поэтому была введена категория тарификации, напрямую привязанная к человеку, который проживает на жилой площади и от количества лиц, зарегистрированных в жилье, даже если они в нем не проживают.


Бесплатная юридическая консультация:

С целью исключения конкуренции для управляющих компаний выбирается единый оператор по вывозу мусора. Это может быть как частная компания, так и государственная. Глядя на горы мусора под своими окнами, жильцы будут задумываться о своевременной оплате, ведь изменения четко регламентируют обязанность оператора осуществлять вывоз мусора при полном отсутствии задолженности по оплате.

Разбирательства с недобросовестными плательщиками полностью возлагается на самих жильцов и управляющую компанию. Возможно, переход на единый тариф будет способствовать улучшению взаимопонимания жильцов и управляющей компании, а также повысит уровень чистоты в каждом дворе, что благоприятно скажется не только на облике микрорайона, но и на отношении граждан к своему правительству.

Своевременная оплата позволит пополнить казну и решить вопрос с мусоросжигательными или мусороперерабатывающими заводами, поскольку до сих пор во многих населенных пунктах как в черте, так и за их территорией, находятся свалки мусора, которые порождают антисанитарию и очень сильно, но незаметно влияют на окружающую среду отдельно взятого населенного пункта. При возникновении проблем с вывозом мусора отвечать должна управляющая компания, от чьего имени заключается договор с оператором. При отсутствии задолженностей по оплате разрешение конфликта возлагается исключительно на нее.

Станет ли чище

Как говорится в одной африканской пословице: «Нельзя оценить вкус плода, не попробовав его». То же самое происходит и в законодательной сфере. Необходимо что-то менять, что-то пробовать и искать «золотую середину». Новые правила порождают множество вопросов. Так выбор оператора осуществляется на конкурсной основе, но предлагать оператора может управляющая компания. Таким образом, коррупционная составляющая все равно будет присутствовать.

Помимо этого стоит понимать, что наличие «мертвых душ», зарегистрированных на жилой площади, напрямую отразится на уменьшении объема кошелька. Для простого человека безразлично — кому он по квитанции будет платить. Важно, чтобы тариф был прозрачным, невысоким и был виден результат оплаты. Именно такие условия и становятся гарантией оптимального взаимодействия органов самоуправления и горожан.


Бесплатная юридическая консультация:

Облик каждого населенного пункта зависит от самих жильцов, а потом уже от обслуживающих компаний, ведь никто не пойдет сжигать или закапывать свой собственный мусор у себя на даче.

Источник: http://pravozhil.com/zhkh/vyvoz-tbo-kommunalnaya-ili-zhilishhnaya-usluga.html

Вывоз ТБО — это жилищная или коммунальная услуга

Что представляет собой вывоз ТБО жилищная услуга или коммунальная услуга? Ранее вывоз ТБО (твёрдых бытовых отходов) не считался частью коммуналки. Её предоставляли жилищные организации самостоятельно и за это брали плату в качестве расходов на текущий и капитальный ремонт дома. Однако с 2016 года данная услуга стала отдельным видом коммуналки. Так, чего нужно ожидать от включения в состав расходов по ЖКХ (жилищно-коммунальное хозяйство) вывоз мусора?

Что такое ТБО и как за него платить?

Теперь при вывозе мусора коммунальные услуги вырастут. Вывоз ТБО не является отдельной услугой или единым действием, предоставляемым одной организацией. В данную услугу включён целый перечень действий, которые могут осуществляться как самой жилищной организацией, так и дополнительно привлекаемыми учреждениями.

Стоит отметить, что с 2016 года жилищная организация вне зависимости от того, предоставляет ли она услугу самостоятельно либо нанимает специализированное учреждение, должна иметь регистрацию у оператора соответствующего региона. Оператор является единственным лицом, осуществляющим учёт ТБО, мест их хранения. А также оператор предоставляет услугу в полной мере и отвечает за неё.


Бесплатная юридическая консультация:

Что касается самой услуги, то в её состав включены следующие действия:

  1. Содержание пунктов сбора по месту проживания людей, которые должны соответствовать экологическим требованиям. Другими словами, за данной услугой стоят действия по организации сбора отходов. В большинстве случаев такие пункты имеют форму контейнера. В исключительных случаях форму отдельного приёмного пункта, к примеру, пункт приёма металлолома или макулатуры.
  2. Логистическая составляющая услуги заключается в вывозе собранных ТБО за пределы населённого пункта и доставка до специализированного места хранения. Данная услуга включает погрузку, а также выгрузку ТБО по месту хранения.
  3. Утилизации подлежат все те ТБО, при сгорании которых не выбрасываются вредные вещества в атмосферу. К ним можно отнести и те отходы, которые подлежат переработке и повторному использованию. К таким отходам можно отнести некрашеное дерево, бумагу и так далее.
  4. Хранение в специализированных для этого местах осуществляется в отношении вредных отходов. Обычно происходит захоронение, однако в редких случаях хранение осуществляется на открытом воздухе.

Вывоз ЖБО (жидких бытовых отходов) к компетенции операторов не отнесён. Выполнение этих функций также остаётся в ведении муниципальных органов.

Таким образом, вывоз ТБО представляет собой целый комплекс услуг, причём не самого дешёвого характера. По этой причине правительство приняло решение выделить данную услугу в отдельный вид коммуналки.

Стоит отметить, что до 2010 года вывоз ТБО не подразумевал различные услуги. Была единая плата за сбор и вывоз до полигона. Однако изменились экологические нормативы хранения отходов, что сделало невозможным хранение ТБО на специализированных полигонах. Однако до сих пор в некоторых регионах нет специализированных хранилищ.

Кто регулирует данную услугу?

Как уже было сказано, основным компетентным звеном в данной сфере является оператор соответствующего региона. Именно он является ответственным за сбор и вывоз ТБО.


Бесплатная юридическая консультация:

Дело в том, что, хотя законодательство предусматривает право жилищной организации заниматься вывозом мусора, процедура получения соответствующих разрешительных документов для этого весьма сложная.

К сожалению, ни одна жилищная организация не может отвечать подобным требованиям. Так что до тех пор, пока не появится определённая частная структура, функцию по вывозу ТБО будет осуществлять оператор.

Временно, пока не определена специальная структура, функцию по надзору за исполнением вывоза по твёрдым видам отходов в правильном порядке осуществляют органы власти соответствующих регионов.

Так, в полномочии администрации находятся следующие моменты, связанные с вывозом ТБО:

  • установление цен на услугу;
  • определение индексов повышения стоимости услуг;
  • контроль над исполнением оператором требований закона;
  • приём и рассмотрение жалоб от потребителей.

Таким образом, при возникновении споров по стоимости услуги либо ненадлежащем качестве вывоза мусора следует в первую очередь обращаться к самому оператору. Так как счёт выставляется им, то обращение будет осуществляться в претензионном порядке. Если оператор проигнорирует претензию, то далее направляется жалоба в жилищную инспекцию либо на имя главы населённого пункта и региона.


Бесплатная юридическая консультация:

Нарушение порядка вывоза ТБО, необоснованное повышение цен на услугу является нарушением прав потребителей. Так что жалоба в указанную организацию будет вполне осмысленным действием.

Порядок определения оператора

Законодательство устанавливает, что оператор является единственным лицом, которое осуществляет вывоз ТБО, его последующую утилизацию или хранение.

Чтобы организация смогла стать оператором по вывозу ТБО, она должна иметь достаточно ресурсов для выполнения следующих функций:

  • сбор в соответствии с требованиями экологических стандартов;
  • транспортировку с использованием специального транспорта;
  • первичную обработку и сортировку собранных ТБО;
  • утилизацию отходов без вредных выбросов;
  • обеззараживание потенциальных источников техногенной или эпидемиологической катастрофы;
  • оборудование мест захоронения и содержание таких мест.

Таким образом, если организация обладает возможностями осуществления подобных функций, то она может участвовать в конкурсе на роль оператора вывоза ТБО.

Конкурс проводится региональными властями. Право исполнять обязанности оператора даётся на 10 лет с момента утверждения организации по итогам конкурса.

Бесплатная юридическая консультация:

Так, организация может быть выбрана:

  • для всего региона;
  • для отдельного населённого пункта;
  • для отдельной части населённого пункта.

При выборе региональные власти также будут исходить из способности организации охватить как можно большую местность. Если такой организации в регионе не будет, то обязанности допускается разделить между несколькими компаниями.

После этого все взаимоотношения между жильцами и оператором будут регулироваться указанным договором. По этой причине необходимо тщательно изучить его. Но в силу характера услуги условия договора будут монопольными. Цена и порядок индексации стоимости услуги устанавливается местными властями, так что беспокоиться за переплаты не стоит.

Определение тарифов и стоимости услуг

Порядок определения стоимости услуг по вывозу ТБО федеральным законодательством не урегулирован. Данное полномочие передано местным властям. Однако на сегодняшний день местные власти также не устанавливают точных тарифов, так как услуга имеет довольно расходный для оператора характер.

Кроме того, федеральное законодательство не запрещает оператору получать прибыль при предоставлении услуги по вывозу ТБО. Таким образом, конечная стоимость будет рассчитана самим оператором.


Бесплатная юридическая консультация:

Но стоит отметить определённые новшества в законодательстве, которые были введены в действие с 2016 года:

  • расчёт общей суммы платежа на одну квартиру или жилой дом осуществляется исходя из количества официально прописанных там лиц;
  • порядок расчёта определяется оператором, но должен быть прозрачным для потребителей;
  • не допускается необоснованное завышение стоимости услуги в целях получения прибыли, помимо установленных местными властями предельных размеров надбавки.

Точный порядок расчёта должен быть отражён в договоре, подписываемым между жильцами и оператором. А также он должен быть в открытом доступе на электронном интернет-ресурсе оператора.

Что включается в итоговую стоимость услуги?

Закон определяет, что общая итоговая сумма платежа должна включать в себя следующее:

  • фактически осуществлённые расходы оператора за определённый период, разделённые на каждого жителя подконтрольных ему домов;
  • надбавка в пределах максимальных значений, устанавливаемых местными властями, образующая прибыль организации.

Важные для потребителей моменты

В целом новый закон кажется весьма сомнительным с точки зрения правомерности установленных в нём норм. Однако закон есть закон, и всё что в нём отражается, автоматически становится правовым.

Но это не единственный недостаток нормативно-правового акта. Так, помимо сомнительных норм, в нём имеется достаточно много пробелов.


Бесплатная юридическая консультация:

Нужно отметить следующие пробелы, которые имеют основное значение для потребителей услуг:

  1. Хотя закон устанавливает обязанность оператора по установке и обслуживанию пунктов сбора отходов, но не определяет статус уже имеющихся пунктов. Так, большинство многоквартирных домов на сегодняшний день уже оборудованы такими пунктами и принадлежат они муниципалитету. Теперь же их принадлежность неясна. Во всяком случае в федеральном законе об этом ничего не говорится. Однако, как позывает практика, в некоторых регионах муниципалитеты обязали жильцов и жилищные организации выкупить эти пункты и предоставить их для обслуживания операторам.
  2. Закон не содержит системы оценивания деятельности оператора. Так, в нём содержатся лишь размытые понятия, такие как «безопасность» и «качественность». А конкретные критерии оценивания по указанным качествам не установлены. Таким образом, это также оставляется на усмотрение местной администрации или же подлежит урегулированию согласно договору с операторами. Но в любом случае система оценок хотя бы на уровне частноправовых отношений должна быть обозначена.
  3. Порядок разрешения споров с операторами также не регламентирован в частном порядке. Потребители могут действовать лишь в общих рамках разрешения гражданско-правовых споров и защиты прав потребителей. Пока что о публичной ответственности операторов не указывается ни в одном законодательном акте. А вот за хранение отходов ответственность установлена довольно давно. Но было бы лучше, если публичная ответственность была и в отношении качества оказываемых потребителям услуг.

Так что в скором времени стоит ожидать роста стоимости данной услуги, так как частные организации будут предоставлять её не в целях исполнения обязанности перед населением, а в целях получения прибыли.

Источник: http://zhiloepravo.com/zhkh/kommunalnye-uslugi/vyvoz-tbo-zhilishhnaya.html

Вывоз и утилизация ТБО — коммунальная услуга?

ОТВЕТ: С твёрдыми бытовыми отходами, образующимися в многоквартирных и жилых домах, связано несколько видов работ (услуг):

1. Сбор ТБО «Cодержание мест накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями.» Виды работ: установка и обслуживание контейнеров для отходов, либо организация других вариантов сбора. Цена услуги государством не регулируется, предельные индексы не устанавливаются. Услуга относится к «содержанию и ремонту жилья» (основание — пп. «д» «д2» пункта 11 Правил содержания общего имущества в МКД).


Бесплатная юридическая консультация:

2. Вывоз ТБО Виды работ: перевозка отходов специальным транспортом до места утилизации или захоронения. Возможно, включая погрузку и разгрузку отходов. Цена услуги государством не регулируется, предельные индексы не устанавливаются. Услуга относится к «содержанию и ремонту жилья» (основание — пп. «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в МКД).

3. Утилизация или захоронение ТБО Виды работ: захоронение отходов на полигоне или их переработка. Эта услуга является регулируемой. Тариф на услугу устанавливается в соответствии с федеральным законом №210 «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса». Эта услуга, согласно Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, НЕ называлась и НЕ являлась «коммунальной». Это услуга «организации коммунального комплекса».

По поводу её оплаты потребителями-гражданами есть разъяснение Минрегионразвития РФ от 03.10.2008 г. №25080–СК/14 с потрясающими формулировками. Цитата: «Утилизация (захоронение) твердых бытовых отходов является регулируемым видом услуг, оказываемых организациями коммунального комплекса, и оплачивается гражданами в составе платы за жилое помещение. Оплата данных услуг должна осуществляться на условиях, предусмотренных договором между организацией и потребителем данной услуги.

Услуга по сбору и вывозу твердых бытовых отходов входит в состав платы за жилое помещение и относится к понятию содержание жилого помещения.

При согласии потребителя стоимость утилизации может включаться в стоимость услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.»


Бесплатная юридическая консультация:

Цена услуги утилизации или захоронения твердых бытовых отходов регулируется органами регулирования субъектов федерации. На эту услугу в субъектах устанавливаются предельные индексы, которые должны соблюдаться.

Отметим, что ещё 5-6 лет назад, до принятия 210-го закона, услуги «утилизация/захоронение ТБО» в жилищно-коммунальной экономике не существовало. Была единая услуга «сбор, вывоз и приём на полигон ТБО».

Вывод: Услуги по сбору, вывозу и утилизации ТБО не являлись коммунальными. Услуги по сбору и вывозу ТБО до 2017 года относились к услугам по содержанию и ремонту жилья. При этом статус услуги по утилизации ТБО был неоднозначен, хотя её стоимость повсеместно включалась в тариф на содержание и ремонт жилья.

В период 2017–2018 гг. в РФ осуществляется внедрение новой услуги — «обращение с твердыми коммунальными отходами», которая будет являться коммунальной. Поправки в Правила предоставления коммунальных услуг уже внесены, добавлен новый раздел.

Подробнее см. письмо Минстроя РФ от 22.02.2017 №5554-АТ/04 О новой коммунальной услуге «обращение с ТКО».


Бесплатная юридическая консультация:

Геннадий (GIM153) пишет 18.11.2011 г.: Я с семьей переехал из многоквартирного дома (выписался всей семьей) в частный дом . Счета за вывоз мусора и утилизацию ТБО до сих пор приносят, хотя я в ЖХ написал заявление о не начислении платы за вывоз мусора и утилизации ТБО, с приложением копий документов, что по данному адресу никто не проживает. Заявление в ЖХ игнорировали. Пошел разбираться в местный ЖХ, мне объясняют, что вывоз мусора относится к содержанию жилого фонда а не к коммунальным платежам (согласно 307 постановления), хотя за обслуживание жилого фонда приносят отдельную квитанцию, т.е. вывозом мусора занимается другая организация. Начисляют за вывоз мусора с квадратных метров жилой площади. Я в квартире не проживаю, соответственно никакого мусора я не произвожу. Почему я должен за него платить? Как мне быть в такой ситуации? Помогите пожалуйста.

Отвечаю: К сожалению, действующее законодательство таково, что взимание платы за вывоз ТБО даже при отсутствии проживающих в квартире — правомерно. Вывоз ТБО действительно относится к услуге по содержанию и ремонту жилья (является её частью), плата же за содержание и ремонт жилья начисляется по площади помещения согласно Жилищному кодексу РФ. Таким же образом начисляется плата за лифт (если он есть). Рекомендую к этой ситуации относиться с пониманием того, что Вы в сегодняшних условиях не можете её изменить, кроме как перестав быть собственником квартиры.

Тим Анастасия пишет 06.03.2012 г.: Неразбериха в оплате ТБО. Здравствуйте. Я хоть и из Подмосковья, но однажды Ваш ресурс мне очень здорово помог в работе с УК. И я решила прибегнуть к помощи еще раз. Суть: Я собственник квартиры с конца 2009 года. По текущий период в квитанциях наравне со строчкой «техническое обслуживание» была строка «ТБО». При чем расценки по ТБО изменялись 2 раза в год. С 2012 года, как я уже ранее написала, строка такая из квитанций исчезла. Я решила разобраться почему. Нашла Постановление главы своего города о тарифах, начиная аж с 2009 года, где черным по белому сказано, что в «Оплата за содержание и ремонт жилья» включает в себя: — плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; — плату за вывоз твердых бытовых отходов, включающую в себя плату за вывоз и утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов, в том числе крупногабаритных. НО, беру договор с УК, там, в приложении №3 — вывоз ТБО как отдельный вид услуги, без ссылки на местное Постановление главы города. Вопрос: Как в данном случае рассматривать услугу ТБО собственнику? Нет ли в договоре с УК противоречий городскому постановлению? Спасибо. Заранее благодарю.

Отвечаю:Здравствуйте. В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме:

    11. Содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: . д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме;

На этом основании плата за вывоз ТБО включается в плату за содержание и ремонт жилья и начисляется исходя из площади помещения (с кв.м.).


Бесплатная юридическая консультация:

Вот что ещё скажу: 1. Постановление главы города о тарифах не распространяется автоматически на собственников жилья при управлении домом УК. Оно распространяется только на ограниченный круг лиц, указанный в постановлении, в основном на нанимателей муниципального жилья. Собственники жилья устанавливают тариф на содержание и ремонт жилья сами, на общем собрании. 2. Хотя плата за вывоз ТБО должна включаться в плату за содержание и ремонт жилья, по распространённой практике в счетах квитанциях она может указываться отдельной строкой. Это не является нарушением.

Кстати, согласно утверждённым в сентябре 2011 г. Минрегионом РФ рекомендациям по заполнению новой примерной формы платежного документа (ещё не вступили в силу, и в настоящее время действующих рекомендаций нет), «в графе. должны перечисляться виды услуг по содержанию и ремонту жилого помещения».

Поэтому наличие отдельной строчки в квитанции «вывоз ТБО» — это нормально. Главное, чтобы общий размер тарифа за содержание и ремонт жилья соответствовал величине, утверждённой собственниками.

Ответ:Здравствуйте. (1) Да, суммируется. Точнее, входит в состав платы за содержание и ремонт. Содержание и ремонт — это 100%, вывоз ТБО — это какая-то часть этой платы. (2) Сколько платить должны решать собственники (по предложению УК). За исключением платы для нанимателей. Рекомендую: — «Обоснованность размера платы за содержание и ремонт жилого помещения», — «Как формируются цены, тарифы, размеры платы за жилищно-коммунальные услуги».

(3) Вывоз ТБО входит в содержание и ремонт не на основании постановления главы города, а на основании пп. «д» пункта 11 Правил содержания общего имущества в МКД (постановление Правительства РФ №491). А плата за содержание и ремонт должна устанавливаться на общем собрании (по предложению УК). Выше этого размера, установленного собственниками, УК не имеет права начислять.

Источник: http://izhcommunal.ru/dir/vyvoz_i_utilizacija_tbo_kommunalnaja_usluga/

Вывоз ТБО: коммунальная или жилищная услуга в 2019 году

В содержание общего имущества МКД входит сбор и вывоз бытового мусора. Оплачивать эту услугу должны жильцы. Однако в платежных документах с 1 января 2016 года появилась новая строка, где этот мусор называется коммунальными отходами. Граждане интересуются, вывоз ТБО – это жилищная или коммунальная услуга и по каким принципам насчитывается ее оплата.


Бесплатная юридическая консультация:

Что считается твердыми коммунальными отходами

К твердым бытовым отходам относятся продукты и предметы, утратившие свои качества в процессе эксплуатации в жилых помещениях и пришедшие в негодность. Жильцы выбрасывают их в специальные контейнеры – емкости, предназначенные для сбора мусора. Так Закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об отходах производства и потребления…» определяет, что такое ТКО в ЖКХ.

Образующиеся в процессе деятельности индивидуальных предпринимателей (ИП), а также юридических лиц и аналогичные по составу отходы тоже относятся к категории ТКО. Их вывоз оплачивается в соответствии с установленными правилами.

Наиболее распространенные виды ТБО:

  • упаковочные материалы: пленка, различная тара, обертки;
  • полимеры;
  • стекло;
  • текстиль;
  • резина;
  • пищевые отходы;
  • бумага.

Стоит также пояснить, что такое обращение с ТКО в коммунальных услугах, которое предстоит оплачивать жильцам МКД.

Прежде, согласно ст. 156 Жилищного кодекса РФ, операции, которые касались обращения с мусором, относились к категории жилищных услуг и оплачивались как содержание жилья. Реформа ЖКХ затронула все стороны деятельности предприятий, в том числе тарифы и схему расчета оплаты за сбор и утилизацию бытовых отходов.


Бесплатная юридическая консультация:

Введенные постановлением Правительства РФ № 232 от 27.02.2017 изменения вступили в силу и термин «обращение с ТКО» теперь подразумевает обязанности уполномоченной организации по их:

  • правильному сбору;
  • транспортировке;
  • утилизации;
  • захоронению;
  • обработке;
  • обезвреживанию.

Вывоз ТКО: статус услуги с точки зрения закона

Законодательные поправки изменили статус операций, связанных с обращением с ТБО. В результате сбор и вывоз мусора – коммунальная услуга с 2017 года.

До вступления в силу изменений в законодательстве услуги по вывозу мусора оказывали управляющие компании (УК) или товарищества собственников жилья (ТСЖ). Они заключали договоры и контролировали исполнение подрядчиками его требований.

Изменения в правилах обращения с ТКО, закрепленные законодательно, позволяют легко установить, вывоз ТБО – это жилищная услуга или коммунальная услуга. Нормы закона теперь четко определяют, что обращение с твердыми отходами относится к сфере ответственности коммунальных служб, выводя такие операции из перечня услуг по содержанию жилья.

Закон расширяет и изменяет терминологию, определяя этот тип услуг как коммунальные.


Бесплатная юридическая консультация:

В расшифровке обновленной аббревиатуры ТКО (твердые коммунальные отходы) содержится ответ на вопрос, является ли коммунальной услугой или нет обращение с подобным мусором.

Кто отвечает за сбор и вывоз ТБО

Как упоминалось выше, сбор, обработка, утилизация, обезвреживание и размещение отходов входят в понятие деятельности по обращению с ТКО и поручаются региональному оператору. Так называется юридическое лицо, заключающее договор на оказание подобных услуг с собственником отходов, места сбора которых расположены в зоне его деятельности.

Региональные операторы осуществляют все процедуры самостоятельно или привлекают субподрядчиков.

Плата за вывоз мусора в тарифах ОСМД рассчитывается по новым правилам, установленным законодательством.

Как определяется оператор

Деятельность операторов регулируют положения ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» . В ФЗ № 89 установлен порядок присвоения такого статуса организациям, работающим с ТКО.


Бесплатная юридическая консультация:

Региональные операторы получают статус на 10 лет. Закон предписывает организацию конкурса для выбора оператора и наделяет правами на его проведение уполномоченные органы исполнительной власти субъектов РФ.

Как заключается соглашение с региональным оператором

С победителем конкурса заключается договор на предоставление услуг по обращению с ТКО. Его обязательно подписывают ИП и юридические лица.

С жителями частного сектора и МКД подписывается договор публичной оферты, в рамках которого будет оказываться услуга. Возможно также конклюдентное соглашение. Это значит, что на основании совершения обусловленных обоюдным согласием действий договор считается заключенным без составления письменного контракта. Жильцы собирают мусор в отведенных для этого местах, откуда его вывозит региональный оператор.

Услуга по обращению с ТКО может предоставляться жителям МКД на основании договора с каждым из собственников жилья. Это решение принимается на общем собрании жильцов.

Если домом управляет УК, именно она заключает договор с региональным оператором. Форма соглашения определена в постановлении Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156. В нем обозначены основные права и обязанности сторон, включая то, как оплачивается данная услуга.


Бесплатная юридическая консультация:

Как формируются тарифы и стоимость услуг

В связи с переводом услуги по обращению с твердыми отходами в категорию коммунальных изменился принцип ее тарификации и, как следствие, стоимость. Например, раньше плата за данную операцию определялась исходя из расчета за 1 м2 занимаемой жильцом в МКД площади. То, как рассчитывается оплата за вывоз мусора в многоквартирном доме в 2018 году по новым правилам, определено в постановлении Правительства РФ №269 от 04.04.2016 .

Размер оплаты вычисляется с учетом нормативов накопления твердых отходов на одного человека.

Нормативом считается среднее количество твердых коммунальных отходов, которое образуется за единицу времени.

Вторым значимым элементом для расчета величины оплаты служат тарифы на вывоз ТБО для на 2018 год для населения.

Кто уполномочен устанавливать тарифы

До принятия постановления и изменения порядка начисления оплаты за обращение с ТКО организации, оказывающие услуги по вывозу мусора, самостоятельно устанавливали цены с учетом существовавших ограничений. Теперь, согласно законодательным актам, тарифы и нормативы будут одинаковыми в рамках регионов.


Бесплатная юридическая консультация:

Федеральное законодательство также определяет, кто устанавливает тарифы на вывоз ТБО. Эта функция возложена на специальные тарифные комиссии региональных операторов по обращению с отходами.

Установление предельного тарифа отнесено к компетенции органов исполнительной власти субъектов РФ.

Расчетная формула оплаты стоимости коммунальной услуги по обращению с ТО включает:

  • утвержденные нормативы ЖКХ по вывозу мусора;
  • установленный тариф;
  • количество жильцов, постоянно и временно проживающих в помещении в МКД.

Вычисления производятся по такому алгоритму:

количество проживающих в квартире х норматив х тариф = годовая величина оплаты.

Разделив полученный результат на 12, можно определить, сколько стоит в ЖКХ вывоз мусора ежемесячно.

Правила учета ТБО для определения тарифа

Фактическое количество отходов и объем контейнеров – важные составляющие расчета ежемесячной стоимости вывоза отходов с человека.

Весь мусор сортируется, после чего его организуется его раздельное хранение и утилизация. С этой целью устанавливаются контейнеры разного цвета для сортировки мусора на:

  • биоразлагаемый,
  • стекло,
  • бумагу,
  • отходы, не прошедшие сортировку.

Ответственность за содержание мест сбора ТБО (ТКО)

Обслуживание мест сбора отходов не относится к компетенции региональных операторов. Согласно Правилам обращения с ТКО (п. 13), утвержденным постановлением № 1156, ответственность за содержание контейнерных площадок и мусоропроводов возлагается:

  • на собственников жилых помещений;
  • на УК, если с ней заключен договор на обслуживание.

Если места для контейнерных площадок, сбора крупных отходов или прилегающие к ним территории не относятся к общему имуществу МКД, то за содержание этих территорий отвечают их собственники.

В случае, если земля, на которой находится контейнерная площадка, принадлежит юридическому или физическому лицу, а многоквартирным домом управляет ТСЖ (ТСН), то жильцы должны обратиться в орган МСУ с письменной заявкой на создание места для сбора ТКО.

Порядок вывоза отходов

Требования к оказанию услуги по обращению с ТКО определены в постановлении Правительства РФ от 06.05.2001 №354 . Периодичность вывоза отходов из места накопления зависит от времени года и температуры окружающей среды.

Так, в холодное время года, при среднесуточной температуре +5°C, мусор должны вывозить не реже 1 раза в 3 суток. Ежедневному вывозу подлежат отходы в теплый сезон, если средняя температура выше +5°C.

Нормативный акт определяет рамки допустимого отклонения сроков, а также то, как начисляется плата за период, в котором произошел сбой.

В случае многократного нарушения правил или условий договора регионального оператора могут досрочно лишить статуса исполнителя.

Кому жаловаться на исполнителя

Если поставщик услуги нарушает нормы законодательства, потребитель может сообщить в местные органы власти о том, что региональный оператор игнорирует условия соглашения. Претензию следует направить в инстанцию, которая подписывала договор с оператором от имени региона.

Узнать, кто его заключал, несложно – текст контракта размещается на сайте исполнителя услуги. Например, в Белгородской области это соглашение заключил департамент ЖКХ.

Можно жаловаться и в другие организации, деятельность которых прямо или косвенно связана с последствиями некачественного оказания услуги. К ним относится:
  • региональная энергетическая комиссия (нарушения в области тарифов на услуги);
  • Роспотребнадзор (нарушение эпидемиологических и санитарных норм);
  • Росприроднадзор (неисполнение условий лицензии по обращению с отходами I-IV классов опасности, которое влечет проблемы, связанные с охраной окружающей среды и экологией).

Если обращения в эти ведомства не имели положительного результата, следует поставить в известность прокуратуру.

Как вывозятся отходы из частного сектора

До принятия изменений в законодательстве жители частного сектора могли не заключать договоры на вывоз мусора с территории домовладений, но теперь оплата этой услуги для них обязательна.

Квитанции на оплату вывоза ТКО получит каждый собственник и гражданин, зарегистрированный в частном доме, непосредственно с начала деятельности регионального оператора.

Основанием для получения услуги по обращению с ТКО и начисления оплаты является публичный договор, заключаемый независимо от желания собственника.

Тарифы на вывоз мусора в частном секторе рассчитываются по специальным формулам. Стоимость услуги устанавливают уполномоченные органы, как и в случае многоквартирных домов.

Кроме того, для жильцов индивидуальных жилых строений по установленной формуле производится расчет в отношении нормативов накопления твердых коммунальных отходов. На конечную стоимость влияет тариф за вывоз мусора с человека и нормативы накопления.

Для оказания услуги оператор, в соответствии с региональной схемой размещения мест накопления ТКО, должен обеспечить обслуживаемую территорию контейнерами.

Слабые стороны нового закона

Реформирование сферы обращения с ТБО в полной мере начнется с 1 января 2019 года. Однако изменения в законодательстве оставили ряд спорных вопросов. В частности, они касаются определения термина ТКО в законодательном акте и возможности отнесения к ним некоторых категорий отходов.

Открытым остается вопрос финансирования обслуживания контейнерных площадок управляющими компаниями. Пока непонятно, из каких средств УК будут выделять деньги на их содержание, если оплата направляется региональному оператору.

Выводы

Нововведения в законодательстве относительно обращения с ТКО перевели все операции, связанные с их сбором, транспортировкой, утилизацией, захоронением, обработкой и обезвреживанием в категорию коммунальных услуг. На размер оплаты для собственников жилья в МКД и частном секторе влияет то, какой тариф на утилизацию мусора с 1 января 2018 года установлен в регионе, каков норматив накопления ТКО и количество жильцов в помещениях.

Источник: http://pravovdom.ru/zhkx/vyvoz-tbo.html

Является ли вывоз мусора коммунальной услугой

Вопрос-ответ по теме

Вопрос

Является ли вывоз мусора коммунальной услугой?

Ответ

сообщаем следующее: Да, является.

Вывоз ТБО относится к коммунальным услугам с 2016 г. С 2017 г. соответствующие изменения включены в Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 г. №354. Согласно этим изменениям вывоз ТБО является коммунальной услугой.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Управление МКД».

Рекомендация. Обращение с ТКО как новая коммунальная услуга: предоставление, расчет, отличия от вывоза ТБО

«На смену услугам и работам по вывозу твердых бытовых отходов (ТБО) приходит оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО).

Так, формально уже с 1 января 2016 года обращение с ТКО – коммунальная услуга (ч. 4 ст. 154 ЖК РФ).

С 14 марта 2017 года вступили в силу изменения в Правила предоставления коммунальных услуг, Правила содержания общего имущества в МКД и другие подзаконные акты. В результате изменился порядок предоставления услуги по вывозу мусора и расчета платы за нее. Такие нововведения предусмотрело постановление Правительства РФ от 27 февраля 2017 г. № 232 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее – Постановление № 232).

Однако на практике переход на новую систему вывоза мусора поэтапный. Он продлится вплоть до 2019 года*.

Выводы настоящей рекомендации применимы для тех субъектов РФ, где:

  • утвержден единый тариф на обращение с ТКО и при этом
  • орган исполнительной власти субъекта и региональный оператор по обращению с ТКО заключили между собой соответствующее соглашение.

Эти условия должны быть соблюдены до 1 января 2019 года. Такое требование устанавливает часть 20 статьи 12 Закона от 29 июня 2015 г. № 176-ФЗ и пункт 2 Постановления № 232.

С момента наступления указанных событий собственники помещений в МКД в этих субъектах обязаны вносить плату за обращение с ТКО как за коммунальную услугу.

В регионах, которые не подпадают под приведенные выше условия, продолжают действовать старые правила – вывоз мусора происходит в рамках жилищной услуги. Для этого УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК выбирает по своему усмотрению профильную организацию и заключает с ней соответствующий договор.

Чтобы предоставить потребителям коммунальную услугу по обращению с ТКО, управляющая МКД организация обязана заключить договор на оказание этой услуги с региональным оператором по обращению с ТКО. Это устанавливает пункт 148(7) Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 (далее – Правила № 354).

Типовая форма договора утверждена постановлением Правительства РФ от 12 ноября 2016 г. № 1156.

Условия предоставления услуги потребителям должен регулировать один из договоров в зависимости от способа управления МКД (п. 148(4) Правил № 354):

  • при управлении УО – договор управления МКД, заключенный между УО и собственниками жилых помещений и машино-мест, лицами, получившими помещения от застройщика, либо застройщиком, товариществом или кооперативом;
  • при управлении ТСЖ, ЖК, ЖСК – договор о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, заключенный между товариществом или кооперативом и собственниками жилых помещений и машино-мест;
  • при непосредственном способе управления МКД – договор на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенный между региональным оператором и собственниками помещений в МКД.

Внимание: вне зависимости от способа управления МКД региональный оператор заключает договор на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками нежилых помещений (абз. 3 п. 148(1) Правил № 354).

Договор, содержащий положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с ТКО, разрешено заключить в письменной форме или путем совершения конклюдентных действий. Это предусматривает абзац 2 пункта 148(1) Правил № 354.

Управляющая МКД организация вправе отказать в заключении такого договора, только если:

  • степень благоустройства МКД не позволяет предоставить услугу потребителю или
  • эта организация не приступила к управлению МКД.

Такие основания предусматривает пункт 148(19) Правил № 354.

Требования к периодичности вывоза мусора не меняются. Однако теперь их предусматривает раздел VII приложения № 1 к Правилам № 354, а не пункт 8.2.4 СанПиН 2.1.2.и пункт 2.2.1 СанПиН90-88.

Внимание: коммунальная услуга по обращению с ТКО не предоставляется на общедомовые нужды. Это предусматривает пункт 148(29) Правил № 354.

Порядок расчета платы

Оплату работ и услуг по вывозу мусора исключают из состава платы за содержание жилого помещения и переводят в плату за коммунальные услуги. УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК должны начислять ее отдельной строкой в платежном документе. Это влечет существенные изменения в расчетах платы за ЖКУ. Так, расчет нужно вести:

  • исходя из количества постоянно и временно проживающих потребителей в помещении, за исключением случаев, когда в субъекте РФ принято решение о расчете платы исходя из общей площади жилого помещения;
  • на основе тарифов и нормативов накопления ТКО.

Внимание: потребитель считается временно проживающим в жилом помещении, если он фактически проживает в этом жилом помещении более пяти дней подряд (п. 148(34) Правил № 354).

При этом орган государственной власти субъекта РФ вправе принять решение об оплате коммунальной услуги по обращению с ТКО исходя из общей площади жилого помещения (п. 148(30), 148(31) Правил № 354).

Ситуация: как рассчитать объем коммунальной услуги по обращению с ТКО, если исполнитель не располагает сведениями о постоянно и временно проживающих в жилом помещении гражданах

Объем услуги нужно рассчитать с учетом количества собственников этого помещения. Это предусматривает пункт 148(36) Правил № 354.

Размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО для потребителя жилого помещения нужно рассчитывать по формулам 9(1)–9(8) приложения № 2 к Правилам № 354 (п. 148(30), 148(31), 148(38) Правил № 354). Порядок расчета зависит от двух факторов:

  • принимал ли орган госвласти субъекта РФ решение о расчете платы за обращение с ТКО исходя из общей площади жилого помещения;
  • сбор и накопление отходов в МКД происходит раздельно или без разделения.

Также в субъекте РФ могут действовать тарифы, дифференцированные по группам потребителей. В таком случае размер платы за обращение с ТКО необходимо рассчитать с применением тарифов (цен) для соответствующей группы.

Региональный оператор по отношению к УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК рассчитывает плату за обращение с ТКО по тарифам (ценам), используемым при расчете платы для потребителей (п. 148(28) Правил № 354).

Ситуация: предусмотрен ли перерасчет платы за обращение с ТКО, если потребитель временно отсутствовал в помещении

Если потребитель жилого помещения отсутствовал более пяти полных календарных дней подряд, то он вправе потребовать перерасчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО. Перерасчет происходит в общем порядке (п. 148(44) Правил № 354).

Содержание мест накопления ТКО

Законодатель установил, что содержать места накопления ТКО обязана управляющая МКД организация в рамках содержания и ремонта общего имущества в МКД. К работам по содержанию мест накопления ТКО относится:

  • организация и содержание таких мест, в том числе обслуживание и очистка мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок;
  • организация сбора отходов I–IV классов опасности, например, отработанных ртутьсодержащих ламп (далее – опасные отходы);
  • передача опасных отходов в организации, имеющие лицензии на сбор, транспортировку, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение таких отходов.

Это предусматривает подпункт «д(2)» пункта 11 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491 (далее – Правила № 491), и пункт 26(1) минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2013 г. № 290 (далее – Минимальный перечень).

В это же время услуги по вывозу ТБО исключаются из работ по содержанию и ремонту общего имущества. Но если МКД не оборудован централизованной системой водоотведения, то вывоз жидких бытовых отходов, как и прежде, обязанность – управляющей МКД организации (подп. «д» п. 11 Правил № 491, п. 26 Минимального перечня).

Ситуация: когда за оказание услуг по обращению с ТКО отвечает региональный оператор

Региональный оператор отвечает за обращение с ТКО с момента, когда его сотрудник принял твердые коммунальные отходы – погрузил их в мусоровоз в местах накопления ТКО. Это закреплено пунктом 148(12) Правил № 354.

Управляющая МКД организация обязана содержать места накопления ТКО (подп. «д(2)» п. 11 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 г. № 491).»

Источник: http://www.law.ru/question/72497-yavlyaetsya-li-vyvoz-musora-kommunalnoy-uslugoy

Являются ли услуги по вывозу ТБО коммунальными с 2017 года

Вывоз ТБО (ТКО) — это коммунальная или жилищная услуга?

В 2017 в правила предоставления коммунальных услуг, утв. постановлением Правительства РФ «О предоставлении коммунальных услуг» от 06.05.2011 № 354, был добавлен новый XV (1) раздел, которым регламентируется предоставление услуги по вывозу твердых коммунальных отходов (ТКО, данный термин заменил собой термин «твердые бытовые отходы»).

Это было сделано во исполнение скорректированной в 2016 году ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса РФ, согласно которой обращение с ТКО стало входить в коммунальные услуги и оплачиваться отдельно.

Ранее оно входило в содержание общедомового имущества, но с 2017 года из этой графы оплачивается сбор и транспортировка только жидких БО (подп. «д» п. 11 правил содержания общего имущества, утв. постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил…» от 13.08.2006 № 491).

Таким образом, на вопрос «Вывоз ТБО — это коммунальная или жилищная услуга?» в действующем законодательстве дан четкий ответ: вывоз ТБО является коммунальной услугой. Соответственно, из состава жилищных услуг (оплаты содержания жилья) данная услуга выведена.

Новая система начисления и сбора коммунальной оплаты вводится поэтапно до 2019 года. О том как оформить договор читайте в статье Как заключить договор на оказание услуги по вывозу ТБО?

Нормативные акты, регулирующие сбор и вывоз твердых бытовых отходов. Как эти услуги обозначаются в ОКПД 2

В связи с тем, что по ЖК РФ вывоз ТБО стал коммунальной услугой, был принят целый ряд нормативных актов, устанавливающих и закрепляющих это положение:

  1. Правила обращения с ТКО, утв. постановлением Правительства РФ «Об обращении…» от 12.11.2016 № 1156, регламентирующие предоставление услуги по вывозу ТБО региональными операторами.
  2. Основы ценообразования, утв. постановлением Правительства РФ «О ценообразовании…» от 30.05.2016 № 484, которым установлена система регулирования тарифов за вывоз ТБО.
  3. Методические указания, утв. приказом ФАС России «Об утверждении…» от 21.11.2016 № 1638/16, которыми определен порядок расчета тарифов за услуги по вывозу твердых бытовых отходов и т. д.

Общероссийский классификатор продуктов по видам экономической деятельности (ОКПД 2) был введен в 2014 году для кодирования товаров и услуг в целях ведения статистики, организации госзакупок и т. д.

Коды услуг по вывозу ТБО, сбору и т. д. в ОКПД 2 остались такими же.

С 2017 года вывоз ТКО стал коммунальной услугой и оплачивается отдельно от содержания общедомового имущества. Новая система начисления и расчета вводится поэтапно до 2019 года.

Если собственник жилого дома не проживает постоянно в этом доме и не заключал договор на вывоз ТКО, вправе ли организация занимающаяся вывозом ТКО выставлять ему счета на оплату данной услуги (причем с долгом за предыдущие годы)?

На основании п. 2 ст. 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 № 89-ФЗ (далее – 89-ФЗ) по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в местах (на площадках) накопления, которые определены в этом договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а собственник ТКО обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Таким образом, для выставления счета на оплату услуг по вывозу ТКО организация, занимающаяся вывозом ТКО (региональный оператор), должна быть связана с собственником договорными отношениями. В противном случае, действия организации являются неправомерными, и с собственника не вправе требовать оплату услуг.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что в соответствии с п. 4 ст. 24.7 89-Ф, у собственников ТКО существует обязанность по заключению договора с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их накопления. При отказе собственника, его могут принудить заключить договор через судебные органы.

При этом согласно приложению 2 к Постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», размер платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО в жилом помещении определяется исходя из количества граждан, постоянно и временно проживающих в жилом помещении, на основании объема вывезенных контейнеров.

Таким образом, если фактически собственник не проживает в доме и не накапливает ТКО, по договору ему не должны начислять оплату за вывоз мусора. При неправомерном начислении оплаты, собственник вправе обратиться к региональному оператору с заявлением об осуществлении перерасчета стоимости услуг по вывозу ТКО (с предоставлением документов, подтверждающих постоянное проживание в другом месте).

Источник: http://rusjurist.ru/dogovory/dogovor_okazaniya_uslug/yavlyayutsya_li_uslugi_po_vyvozu_tbo_kommunalnymi_s_2017_goda/